Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа от 19 декабря 2014 г. N 1599 об утверждении Федерального Государственного Стандарта Образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью:
- развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- расширять представления о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
- ознакомить с некоторыми грамматическими понятиями и формировать на этой основе грамматические знания и умения;
- использовать усвоенные грамматико-орфографические знания и умения для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
- совершенствовать навыки полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
- развивать навыки речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развивать положительные качества и свойства личности.
Общая характеристика учебного предмета
Для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций, учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Максимальная нагрузка учащихся по тому или иному разделу зависит от особенностей усвоения материала, от степени трудностей, возникающих в процессе работы над изучаемой темой и их решения, особенностей учащихся конкретного класса.
Изучение слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого ученика к самостоятельной жизни, к общению. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Большое внимание уделяется формированию связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» входит в состав обязательной части учебного плана. На изучение предмета отводится за пять лет обучения (с 5 по 9 класс) 680 часов.
Предметные области |
Классы Учебные предметы |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|||||
Год. |
Нед. |
Год. |
Нед. |
Год. |
Нед. |
Год. |
Нед. |
Год. |
Нед. |
||
Обязательная часть |
|||||||||||
Язык и речевая практика |
Русский язык |
136 |
4 |
136 |
4 |
136 |
4 |
136 |
4 |
136 |
4 |