О проекте «Билет в будущее» я, являясь классным руководителем в обычной основной школе, слышал давно. Но с его задачами и целями познакомился только в этом учебном году, когда мне, вместе с моим 6а классом, порекомендовали попробовать себя в этом проекте.
Сначала я не понимал, что же дети 12-13 лет найдут интересного в столь взрослом и непростом проекте. Но, уже в процессе участия я понял, что ранняя профориентация школьников: ключ к успешному будущему, ведь в современном мире, где динамика изменений на рынке труда стремительна, новые профессии возникают буквально каждый день, вопрос профориентации школьников становится по-настоящему актуальным.
Ранняя профориентация представляет собой процесс, направленный на помощь учащимся в выборе профессии, соответствующей их интересам, способностям и требованиям рынка. Этот процесс играет важную роль в формировании будущего молодого поколения и имеет множество аспектов.
Во-первых, ранняя профориентация помогает ученикам осознать свои сильные и слабые стороны. Знание собственных интересов и предрасположенностей позволяет подросткам более уверенно подходить к выбору профессии. Например, занятия в кружках и секциях могут выявить у ребенка склонности к определенным видам деятельности — будь то художественное творчество, точные науки или спорт. Это понимание позволяет избежать разочарований в будущем, связанных с выбором профессии, которая не соответствует личным интересам.
Во-вторых, профориентация способствует формированию у школьников реалистичного взгляда на рынок труда. В условиях быстро меняющейся экономики важно понимать, какие профессии востребованы, а какие могут оказаться неактуальными через несколько лет. Программы профориентации могут включать встречи с представителями различных профессий, экскурсии на предприятия и мастер-классы, что дает учащимся возможность получить практическое представление о различных сферах деятельности.
В рамках проекта «Билет в будущее» нас с ребятами особенно запомнились поездки в Екатеринбург в «Лабораторию Будущего» в парке «Россия - моя история» и на мастер-класс к партнерам проекта Компьютерной Академии «ТОР» в нашем родном городе Каменске-Уральском.
В первой поездке, меня как педагога, поразило качество подготовки мероприятия, открытость и готовность к сотрудничеству сотрудников парка «Россия – моя история». Дети же задавали столько вопросов, что нельзя было сомневаться в их огромной заинтересованности в данном мероприятии. Мы, вместе с ребятами, узнали об огромном количестве новых современных профессий, а также о современных вариациях уже привычных для нас профессий.
Второе же мероприятие познакомило детей и заинтересовало их сферой информационных технологий, показало им, что при наличии определенных умений и навыков, можно зарабатывать деньги прямо из-за экрана домашнего компьютера. Ребятам очень понравилась доброжелательная и дружеская атмосфера на мастер-классе. Они отлично поработали и были приглашены на повторные занятия, которые мы с ними обязательно посетим.
Что хотелось бы сказать о проекте «Билет в будущее» с точки зрения классного руководителя? Это отличный, хорошо проработанный комплекс мероприятий, выполняющий, на мой взгляд, одну из самых сложных на сегодняшний день задач – задачу показать современному ребенку, что люди труда – это основа нашей страны, что он – ребёнок, является частью этой страны. Что он может выбирать, каким именно образом объединить свои интересы с интересами государства и быть полезным для общества. Проект дает детям, так необходимое в наше время, понимание, что для того, чтобы работать и зарабатывать – вовсе необязательно выбирать профессию исключительно по уровню дохода. Что есть множество профессий, где он сможет обеспечивать себя и свою семью, получая удовольствие от того, чем он занимается, а это ли не цель каждого человека, в любом возрасте?
Какие рекомендации можно дать организаторам проекта? На мой взгляд – мероприятия проекта нужно сделать более доступными для небольших сёл и городов, может быть попробовать организовать их в дистанционной форме, ведь например «Лаборатория Будущего» - прекрасное мотивирующее мероприятие, привлекательное для школьников, но посетить его могут лишь жители больших городов или дети живущие в городах, расположенных совсем рядом с точками проведения. А ведь там очень много информации, которая была бы интересна и ребятам с удаленных территорий.
Еще хотелось бы, чтобы организовывались профессиональные пробы и мастер-классы для учащихся с 6 класса (сейчас профессиональные пробы, в основном проводятся для 8-11 классов), так как после всех мероприятий – детям очень хочется поработать «руками», попробовать себя в условиях приближенных к реальности, создать какой-либо свой продукт. Я думаю, это вызвало бы еще больший интерес к проекту именно со стороны подростков 12-13 лет.
Таким образом, по моему мнению, ранняя профориентация школьников — это важный шаг к формированию успешного и счастливого поколения. Она помогает молодым людям осознать свои интересы и способности, а также адаптироваться к требованиям рынка труда. Важно, чтобы этот процесс был организован на высоком уровне и включал разнообразные методы и подходы. А именно так организован и несколько лет работает проект «Билет в будущее». И только так мы сможем подготовить детей к вызовам будущего и помочь им найти свое место в мире профессий.
Автор: Устюгов А.А.